Кинематография
Исполнительское искусство
Музеи
Регламент организации
совместных просмотров кинофильмов
Запуск совместного просмотра кино с учениками в сервисе Zoom
Организовать совместный просмотр
Можно организовать совместный просмотр в двух вариантах:

1. Предварительное и итоговое обсуждение организовать в режиме видеоконференции, а фильм ученики смотрят самостоятельно по разосланной ссылке.

2. Просмотр с последующим обсуждением можно провести с использованием сервиса Zoom.
Просмотру фильма предшествует целенаправленная работа
1. Классным руководителем проводится предварительная беседа о фильме и его создателях. Обучающимся даются конкретные советы о том, на что следует обратить внимание при просмотре кинокартины. Целесообразно объяснить при этом незнакомые термины киноискусства (сюжет, титры, сценарий, режиссёр и др.). Необходимо сориентировать обучающихся на предстоящее обсуждение, дать им конкретные задания к будущей киноконференции: какие события изображаются в фильме; какими средствами киноискусства актёры раскрывают образы главных героев; как используются пейзажные съёмки; как музыка передаёт и эмоционально усиливает отдельные эпизоды фильма.

2. Задания-вопросы помогают обучающимся подобрать материал для выступлений, нацеливают их на написание тематических отзывов. При распределении заданий необходимо учитывать склонности и интересы ребят, уровень их развития.

3. Целенаправленному просмотру кинофильма и его последующему обсуждению содействует также разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним обучающихся. Например, можно предложить следующий план:
  • Кто автор сценария фильма? Какие факты его творческой биографии вам известны?
  • Кто режиссёр-постановщик фильма? Какова его творческая биография?
  • Идейно-тематическое содержание фильма, решение в фильме актуальных проблем.
  • Образы главных героев и искусство игры актёров.
  • Художественно-эстетические достоинства фильма.
  • Жанр кинокартины. В чём проявляются его особенности в этом фильме?
  • Общее впечатление о фильме.
Различают два варианта обсуждения: экспромт, специально подготовленное обсуждение.

Чаще практикуется второй вариант – специально подготовленное обсуждение. Возможно использование разных приёмов, которые активизируют обучающихся и нацеливают их на восприятие фильма.

4. До просмотра фильма классный руководитель распределяет поручения: один из членов коллектива должен анализировать работу режиссёра (лучше начинать с обсуждения фильма-экранизации, где его работа наиболее «ощутима»), другой – оператора, третий – сценариста. Несколько обучающихся получают задание оценить оформление фильма – художественное и музыкальное. Два-три ребенка (по желанию) просматривают периодическую печать с целью поиска отзывов и рецензий на кинофильм.

5. Можно рекомендовать после просмотра кинофильма провести анкетирование обучающихся. В анкету включаются 2-3 вопроса (Что тебе больше всего понравилось в фильме? Что не понравилось? Если бы ты был режиссёром, как бы закончил этот фильм? Иногда целесообразно предложить детям дать краткий письменный отзыв о просмотренном фильме).

6. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать обучающимся предварительно прочитать его. Если это школьники младших классов, то педагогу следует доступно рассказать о произведении и его авторе, прочесть подходящие отрывки из книги или пьесы, заботясь о сохранении у них интереса к фильму.
Возможные варианты вопросов для обсуждения фильма
  • Понравился ли вам фильм? Почему?
  • Это фильм – экранизация литературного произведения. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интереснее – фильм или повесть? Почему?
  • Какова идея фильма?
  • Какие главные проблемы решаются в фильме?
  • Какие сюжетные линии вы считаете самыми сильными? Почему?
  • Дайте краткую характеристику положительных и отрицательных черт (главных и второстепенных героев).
  • Какие нравственные проблемы поднимаются в фильме?
  • Чем вы объясните поступки героев?
  • Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?
  • Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?
  • Удачно ли музыкальное сопровождение фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на экране?
  • Какие вы заметили недостатки фильма?
  • Можно ли считать этот фильм событием в киноискусстве?

    7. В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый обучающийся высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с детьми, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало ещё более глубоким. Желательно, если это возможно, связать увиденные на экране события с материалом учебного курса истории, литературы и других предметов. Учителю следует повести обсуждение так, чтобы ответы обучающихся подкреплялись ссылками на конкретные эпизоды фильма, выводами из увиденного.

    8. Обсуждение завершает классный руководитель, высказывает своё отношение к отдельным моментам фильма и делает логические акценты на его художественных достоинствах и воспитательном значении. Более результативным и активным будет обсуждение фильма, если в нём участвуют на равных обучающиеся и педагоги, воспитатели и родители.